Зоология - наука о животных

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11   г. Вольска Саратовской области"

Зоология - наука о животных.

 Класс:7

Раздел: Общие сведения о мире животных. (1).

Теме: Зоология — наука о животных

Цель урока: Познакомить учащихся с правилами поведения в ка­бинете биологии, с правилами техники безопасности; дать представ­ление о месте биологии в системе естественных наук, структуре на­уки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многооб­разии живых организмов; сформировать представление об основных свойствах жизни, об общих и отличительных чертах растений и жи­вотных, дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих животный мир; пока­зать многообразие животных на земле, их связь с окружающей сре­дой; дать представление о значении животных в природе и жизни че­ловека.

Оборудование: таблицы с изображением растений, животных, грибов, лишайников, геохронологическая шкала, презентация.

Ключевые понятия и термины: Зоология, морфология, анатомия, цитология, физиология, эмбрио­логия, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогео­графия, этология.

ХОД УРОКА.

I.                   Организационный момент.

II.                Сообщение темы и целей урока.

III.             Формирование знаний, умений, навыков.

1. Зоология (от греч. «зоон» — животное, «логос» — учение) — раз­дел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, стро­ения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека.

Современная зоология — система наук о животных. Среди них мор­фология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение орга­низмов, цитология — их клеточное строение; физиология изучает дея­тельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Основы эмбриологии рассматривают индивидуальное развитие организмов, сис­тематика — классификацию животных. Важную часть зоологии составля­ет экология, рассматривающая взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеонтология изу­чает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. В школьный курс зоологии включены основы и других наук: ге­нетики, изучающей закономерности наследственности, зоогеографии — распространение животных, этологии — их поведение.

Зоология изучает различные группы животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих. Особый мир животных представляют простейшие.

2. Сходство и различие животных и растений

Животные имеют много общих черт с другими живыми организмами. Важнейшие из них следующие: клеточное строение; способность к пи­танию, дыханию, выделению; а также обмен веществ между организ­мом и окружающей средой, размножение, рост, развитие. Животные отличаются от растений по следу­ющим признакам. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отли­чие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сооб­ществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества. Живот­ные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно пере­двигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Животные ос­воили все среды обитания: водную, наземную, подземную и воздушную.

3. Многообразие животных

В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всей Земле. Живут в морях, океанах, реках, озе­рах, прудах; населяют леса, луга, поля; освоили воздушную и почвенную среды жизни. Известны животные, которые обитают в растениях, паразитируют в организмах других животных и даже человека. Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) — более 1 млн. видов. Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров. Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы. Немного по сравнению с другими группами современных птиц — 8600 видов, еще меньше млекопитающих — около 4000 видов. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строе­нию, размерам, образу жизни. Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие — благода­ря плавникам, третьи закапываются в ил. Большинство наземных живот­ных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья. Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м и имеют массу около 5 т. Самое большое животное, когда-либо жившее на Земле, — синий кит длиной до 33 м и массой до 150 т.

4. Значение животных. Дикие и домашние животные

Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сооб­ществах. Велика роль в природе животных — опылителей растений. Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим. Многие животные распро­страняют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхоже­сти, и распространяются на большие расстояния.

Проявляется и отрицательная роль животных в природных сообществах. Многие приносят вред растениям, которыми питаются. Массовое по­явление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги. Азиатская перелетная саранча полностью уничтожает растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Из-за действий саранчи человек полностью лишается урожая. Паразитичес­кие животные вызывают болезни диких, домашних животных и человека. Для человека важное значение имеют дикие промысловые животные. Значительную часть белковой пищи человек получает за счет, вылова ры­бы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов, оле­ней, водоплавающих и лесных птиц. Хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей куль­турных растений.Исключительно важное значение для людей имеют домашние живот­ные. Мы получаем от них продукты пи­тания (молоко, яйца, шерсть, мед), пух, кожу, шелк. Домашние животные вы­полняют различную работу.  Одной из первых была одомашне­на собака (более 10 тыс. лет назад). Предком ее был волк. Много лет соба­ка служит человеку помощником в охоте, охране домашних животных, жилья и самого хозяина. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак. В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке. Самый известный памятник собаке находится в Париже. Он посвящен сенберна­ру, спасшему 40 человек, сбитых снежными лавинами в Альпах. Памятник на Аляске поставлен вожаку ездовых собак, который вывез замерзавшего и потерявшего дорогу ездока к людям. Есть и другие памятники собакам: поводырю слепых; собакам, служив­шим на границе; помощникам людей, остав­шимся верными своим хозяевам даже после их смерти. Есть памятник собаке, страдающей на благо науке. Открыт он был по инициативе известного русского физиолога академика Ивана Петровича Павлова. На постаменте па­мятника написаны такие слова: «Пусть соба­ка, помощница и друг человека с доисториче­ских времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без не­нужного мучительства. И. Павлов». Наибольшее значение имело одо­машнивание крупного рогатого ско­та и лошадей. От них люди получают мясо, молоко, шкуры. Во многих рай­онах этих животных используют в ка­честве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство. Большинство одомашненных живот­ных — ЭТО млекопитающие и птицы.

Итак, современная зоология — это система наук, имеющих важ­ное теоретическое и практическое значение. Основы ее излагают­ся в настоящем учебнике.

IV.              Закрепление знаний, умений, навыков.

1.  Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.

2. Рассмотрите рисунки 1,8 и назовите внешние признаки приспособленно­сти отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а так­же в организме других животных.

3.  Используя рисунок, составьте план рассказа о многообразии и особен­ностях внешнего строения животных.

4. Какие признаки жизнедеятельности характерны для животных? В чем от­личие их от растений?

5. Назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных культур и извест­ные вам способы борьбы с ними.       

V.                 Итог урока.

VI.              Задание на дом.  

Дома: § 1

В тетради записать значение животных.

Повторить материал по темам: «Характерные признаки растений и грибов», «Признаки живого».

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".