Строение растаний

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11   г. Вольска Саратовской области"

 

Строение растений

Класс:6

Раздел: Введение. Общее знакомство с растениями. (2).

Теме: Строение растений.

Цель урока: дать представление о высших растениях и их отличиях от низших, познакомить учащихся с многообразием и внешним строением цветковых растений, дать представление о вегетативных и генеративных органах растений.

Оборудование: живые растения, гербарии, таблицы: «Органы цветко­вого растения», «Голосемянные растения», «Папоротники», «Водоросли», «Мхи».

Ключевые слова и понятия: высшие растения, низшие растения, цвет­ковые растения, орган, вегетативные органы, генеративные органы, ко­рень, побег, стебель, лист, цветок, плод, семя, почка; жизненные формы растений, однолетние, многолетние и двулетние растения; водные и су­хопутные растения; влаголюбивые и засухоустойчивые растения; тепло­любивые и морозостойкие растения; светолюбивые, тенелюбивые и те­невыносливые растения.

 

ХОД УРОКА.

I.                  Организационный момент.

II.               Проверка знаний, умений, навыков.

А) Беседа по вопросам:

1.  На какие науки делится наука биология?

2.  Что изучает наука ботаника?

3.  Что изучает наука зоология?

4.  Что изучает наука микробиология?

5.  Что изучает наука микология?

6.  Какие организмы относят к доядерным?

7.  Назовите признаки живых организмов.

8.  Каковы основные различия животных и растений?

9.  Какова роль растений и в жизни человека?

10.  Какова роль растений в природе?

11.  Каково общее число ныне живущих видов растений?

Б) Работа по карточкам.

Карточка № 1.

Задание. Заполните таблицу. Различия животных и растений

Признак сравнения

Растения

Животные

Питание

 

 

Рост

 

 

Движение

 

 

 

Газообмен

 

 

Строение

клетки

 

 

Карточка № 2.

Задание. Заполните таблицу. Структура науки ботаники

Наука

Предмет изучения

Анатомия растений

Внутреннее строение растений

Морфология растений

Внешнее строение растений

Физиология растений  

Процессы, происходящие в растении

Систематика растений

Классификация растений

Геоботаника

Строение и значение растительных сообществ

Селекция

Сорта растений и их свойства

Цитология

Клетка (у нас - растительная)

Биохимия растений

Химический состав растений

Палеоботаника

Ископаемые растения

Экология растений

Связь растений с окружающей средой

III.           Сообщение темы и целей урока.

IV.            Формирование знаний, умений, навыков.

Мир растений огромен и удивителен. Знакомство с ним не ограничивается только изучением жизненных форм или культурных и дикорастущих растений. Важно знать, как различаются растения по строению, размножению, какова их роль в жизни нашей пла­неты. Рассмотрим разнообразие растений по строению их тела.

Среди растений есть такие, тело которых не расчленено на отдельные органы (от греч. ор­ганон — «орудие», «инструмент»). Поэтому их называют низшими растениями. К низшим рас­тениям относятся, например, водоросли (рис. 9). Но есть растения, тело которых является мно­гоклеточным и состоит из органов, например, таких как побег (стебель с листьями и почка­ми), корень и др.

Растения, тело которых образовано органа­ми (прежде всего стеблями с листьями), называ­ют высшими растениями, или листостебельными. К ним относятся мхи, папоротники, хвощи, плауны, семенные растения.

Органы — это части организма растения, выполняющие в нем определенные функ­ции и имеющие особое строение.

У растений обычно различают органы, вы­полняющие функции питания и функции раз­множения.

Органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста, называют вегетативными (от лат. вегетабилис— «растительный»). Все вместе они об­разуют вегетативное тело растения.

Высшие растения имеют вегетативное те­ло, разделенное на две основные части: корень и побег, которые помогают растению осваивать две разные среды для получения пищи — поч­венную и воздушную. Корень и побег — главные вегетативные органы растения.

Побег — это орган, в котором различают стебель, листья и почки. Вот почему побег можно рассматривать как особую систему, состоящую из отдельных, но взаимосвязанных частей. Хотя стебель, листья и поч­ки — это части побега, их часто тоже называют органами растения.

Растения с помощью отдельных частей вегетативных органов могут осуществлять рост и вегетативное размножение.

Некоторые растения имеют на побегах специальные образования, в которых развиваются особые мелкие клетки — споры, с помощью кото­рых растения (водоросли, мхи, папоротники) размножаются вегетатив­ным (бесполым) путем и расселяются по земной поверхности.

Кроме вегетативных органов растения имеют специальные органы, служащие для полового размножения. Их называют половыми, пли гене­ративными, органами (от лат. генераре— «рожать», «производить»). К ге­неративным органам относят, например, цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена.

Продуктами генеративных органов являются половые клетки (муж­ские и женские), или гаметы.

Мужские гаметы формируются в пыльце, развивающейся в тычинках цветка, а женские гаметы — в завязи пестика цветка. После опыления и оплодотворения на месте цветка образуется плод с семенами.

Побеги, содержащие только вегетативные органы, называют вегета­тивными, а побеги, имеющие генеративные органы, называют генера­тивными.

(Растения, образующие семена, называются семенными. Семенные растения, образующие цветки, называются цветковыми.

На земной поверхности очень много цветковых растений. Это яблоня, дуб, орешник, береза, крыжовник, земляника, огурец, подорож­ник, пшеница и многие другие. Все они образуют цветки, плоды и семе­на, с помощью которых размножаются. На чешуях шишек семе­на лежат открыто, голо. Такие растения называ­ют голосеменными. Семена этих растений раз­ные по размерам (от 1 до 10 мм в диаметре), де­ревянистые, с жесткой оболочкой, из-за чего такие семена называют орешком. В них много масел и других питательных веществ, поэтому их любят птицы, белки, бурундуки. А крупные семена сибирской сосны (кедровые орешки) — большое лакомство и для людей. Среди голосеменных растений широко распро­странены хвойные растения. Хвойными их назы­вают потому, что в отличие от других растений их листья имеют форму иглы — хвоинки. Почти все они вечнозеленые. Вечнозелеными называют растения, у которых листья живут больше года, а то и несколько лет. Хвойные — очень древние растения. Все они имеют большое водоохранное и ландшафт­ное значение, а также служат источником древесины. Из семян многих хвойных добыва­ют масло. Большинство из них — высокие деревья, редко кустарники. Например, некото­рые ели вырастают до 90 м в высоту и живут до 500 лет. Из хвойных наиболее многочис­ленны представители рода сосна. Их высота может достигать 40 м. Как и ели, сосны живут до 500 лет. Один вид — сосна остистая — относится к наиболее долгоживущим де­ревьям. Полагают, что возраст некоторых из ныне живущих экземпляров 4900 лет. К хвойным относится кедр ливанский, произрастающий в Ливане, Израиле, Сирии, Турции, Северной Африке. Живет более 1000 лет. К настоящему времени кедр почти полностью уничтожен людьми и сохранился главным образом в культур­ных посадках как декоративное растение и в ботанических садах. Он занесен в Красную книгу МСОП (Международного союза охраны природы и природных ресурсов).

Многообразие растений нашей планеты велико. Имеются представи­тели, которые размножаются не семенами, а бесполым путем — спорами (греч. спора— «сеяние», «посев»). Спора — это специальная клетка, которая проявляет себя как зачаток организма растения. Споры — очень мелкие отдельные клетки, едва различимые невоору­женным глазом, шарообразные или овальные. Очень легкие, суховатые, они разносятся потоками воздуха и воды на значительные расстояния. Попав в благоприятные условия, споры прорастают и образуют новые растения, на которых развиваются гаметы. Спорами размножаются и расселяются водоросли, мхи, папоротни­ки, хвощи и плауны. Растения, размножающиеся спорами, называют споровыми.

Семенные и споровые растения, высшие и низшие растения — это представители царства растений. Все они зеленые растения, так как в их клетках содержится хлорофилл. Благодаря хлорофиллу только растения способны на свету синтезировать органические вещества и выделять кислород. Этой способностью определяется огромное значение расте­ний для жизни на нашей планете.

V.               Закрепление знаний, умений, навыков.

Вопросы с. 18

VI.            Итог урока.

VII.        Задание на дом.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".